Мария Вашкевич: «Ненормально быть слабым человеком и говорить: "Я не могу, у меня лапки"»

29.03.2019

Женщины в транспорте – это уже не новость. Но нам всё равно приятно вспоминать о ярких персонах белорусской транспортной сферы. Одна из них – Мария Вашкевич – инструктор контраварийной подготовки, автоблогер и мама троих детей. С ней общались TUT.BY, Onliner, Kyky. Пришло время для разговора с R Group. Мы подготовили большое откровенное интервью с Марией и услышали ответы на вопросы, которые ещё никогда не задавались нашей героине. Ей есть, что сказать про автоблог, работу в качестве инструктора, увлечение гонками и совмещение работы и семьи.

- Мария, вы довольно медийный человек. С чего началось ваше сотрудничество со СМИ?

- Даже не помню, когда меня в первый раз позвали на интервью. Сама идея, что я работаю в необычной для девушек сфере заинтересовывает, а то, что я совмещаю работу и семью, воспитываю троих детей и добиваюсь успехов в том, что делаю, позволяет мне делиться мнением на основе своего личного опыта.  

- В СМИ вас часто называют автоблогером: расскажите, что вы подразумеваете под блогом? Видела, вы ведёте Facebook в формате личных заметок – описываете свои впечатления и события.

- Я веду страницы и пишу заметки в Facebook, Vk, Instagram. В последнее время хочу прекратить лениться и создать отдельный сайт для блога. В узких кругах я считаюсь лидером мнений. Всё-таки у нас не много людей в автотеме. Не имеет значения количество подписчиков, имеет значение то, насколько человек компетентен в том вопросе, по которому высказывается, насколько ему доверяют его читатели. Но мои посты о еде, например, собирают больше лайков, чем заметки про машины. Получается, раз я эксперт в одном, значит, и в другом разбираюсь.

- Вы говорите, что задумываетесь о создании отдельной платформы для блога. Что вас сейчас останавливает?

- Я пока не представляю, для чего делать отдельную площадку: какие темы освещать, какая будет целевая аудитория, как получать деньги от этого дела. Я хочу понимать, что получу взамен за потраченное время. Для блогеров вроде Дениса Блища – это работа, а для меня это просто увлечение и реклама среди потенциальных клиентов.

- У вас есть хейтеры? Как вы на них реагируете?

- Периодически появляются люди, которые пишут гадости. Всех хейтеров я обычно баню: зачем мне это читать. Конструктивной критики там нет, поэтому удаляю их из своей жизни.

- В какой социальной сети получаете больше обратной связи?

- Я всё-таки мастер слова, а не мастер фото, поэтому интересней в Facebook: там самая большая база подписчиков и активных друзей, много обсуждений. Instagram я веду, но не так активно. Vk вроде пассивная сеть, но она очень хорошо гуглится и все те, кто прочитал обо мне, например, на Onliner и других сайтах, находят меня Vk. Там мало лайков, комментариев, но она полезная в плане привлечения клиентов для занятий в Центре.

- Когда вы первый раз сели за руль?

- Лет в 12-13 я села за руль в первый раз. Тогда можно было заниматься вождением с человеком, у которого есть права. Мы помещали за стекло бумажку с «У» и занимались.

- А когда поняли, что хотите связать жизнь с вождением?

- После того, как я прошла курс контраварийной подготовки, поняла, что хочу связать жизнь с обучением людей вождению. Когда я позанималась, стало ясно, что преподаватели в школе – это обычные люди, и в моих силах стать одной из них. На тот момент я подрабатывала копирайтером, меня позвали работать администратором социальных сетей в Центр контраварийной подготовки. Сейчас я представляю контент-менеджера и инструктора в одном лице. В работе инструктора мне помогает то, что я умею доступно объяснять, у меня хороший словарный запас. У меня нет общего для всех, одинакового объяснения: имея 100 способов рассказать одно и то же, всё равно найдётся тот, кому нужно будет придумать 101 способ.  Можно просто посмотреть дома ролик на YouTube, но люди платят деньги и ходят на обучение, чтобы получить доступное и понятное им объяснение.

- Не пытались ли вас остановить, отговорить от идеи стать инструктором контраварийного вождения?

- Меня не пытались остановить, было уже поздно: я взрослая женщина, с двумя детьми и с двумя высшими образованиями – юриста и педагога-психолога. Хотя как-то папа спросил, когда я уже найду себе нормальную работу. В ответ я рассказала, сколько часов работаю, какой у меня гибкий график, сколько времени я провожу с семьёй, отправила тексты, которые обо мне писали, и такого вопроса больше не возникало.  Мой муж целиком и полностью в автомобильной сфере, поэтому зарабатывать перед ним авторитет, убеждать в чём-то его не пришлось.

- Какие самые неловкие или забавные случаи за рулём у вас случались?

- Один раз я выезжала с парковки, давала задним ходом и не посмотрела в салонное зеркало, а глянула только по боковым. Позади стояла крохотная машинка, которая по боковым была и не видна.  Я достаточно быстро поехала задним ходом, но увидела, что передо мной стоит человек и смотрит большими, круглыми глазами. Я понимаю: что-то не так, резко торможу и смотрю в салонное зеркало. От машины позади меня отделяло буквально 10 см. Я тогда сделала вид, что просто такая резкая и всё видела, но лицо от стыда горело долго. Об этом случае я рассказала очень узкому кругу людей, мне до сих пор стыдно – это то, чему я учу, а тут так облажалась.

- Быть сильной женщиной – это нормально?

- Ненормально быть слабым человеком и говорить: «Я не могу, у меня лапки». В современном мире это сомнительное достижение – сдать позиции, завоёванные феминистками в прошлом веке.

- Вы феминистка?

- Я за феминизм в хрестоматийном виде, когда он трактуется классически – за равенство политических, экономических и социальных прав. Просто у нас очень часто под феминизмом понимают радикальный феминизм. Мне бы не хотелось, чтобы меня ассоциировали с ним – он иногда приобретает жёсткие формы мужененавистничества, что мне чуждо.

- Как вы можете описать «сильную женщину». Какая она?

- Сильная женщина – это та, которая занимается своим любимым делом, не ноет, понимает, чего она хочет и стремиться этого достичь, не делает то, что навязывают стереотипы. Общество уже не диктует женщине вести образ жизни домохозяйки – чтобы были чистые полы, наготовленная еда, а многие женщины по-прежнему зарываются в этом, не имея силы сказать «нет». Сила в том, чтобы сказать «да» себе, своим желаниям, талантам и увлечениям. 

- Расскажите о своём автомобиле. Некоторые водители придумывают клички для своего авто, а вы называете как-то ласково свою машину?

- У меня два автомобиля. Один – Kia Ceed, ему уже 6-7 лет. Он дороже, чем я могу себе позволить. Cчитается, что машина в 6 месячных заработков – это та, которая не тяготит бюджет, а если автомобиль дороже – значит, человек слишком во многом себе отказывал, и она ему не по средствам. Я очень люблю свою Kia, за всё время не было никаких серьёзных поломок: машина-трудяжка, которая никогда не подводит.

У второй машины есть кличка – Ромашка. Это трековая «Жигули двойка», которая не предназначена для дорог общего пользования, а только для гонок. При покупке на ней были нарисованы ромашки: хозяин занимался цветами. Я решила, что ромашки должны остаться и в названии. Мы перекрашивали машину, но наклейки с ромашками я всё равно наклеила. Пускай успокаивают. Здесь имя оправдано тем спектром эмоций, которые приносит машина.

- Получается, ваши увлечения тоже связаны с автомобилями. Объясните, что такое трековые гонки и сколько вы ими увлекаетесь?

- Трековые гонки – это гонки по овалу с массовым стартом шести и более автомобилей. Соревнования проходят на сравнительно небольшом пространстве, поэтому столкновения неизбежны. В общем, это очень весело и зрелищно, особенно зимой. Собирается много зрителей, я и сама так ходила – мёрзла, но наблюдала. В трековых гонках участвую уже год. У нас достаточно сложно тренироваться, поэтому мои тренировки происходят непосредственно на соревнованиях.

- Как вам пришла в голову мысль попробовать себя в гонках?

- Мой муж хотел заниматься треком, а потом решил пойти в ралли. Пока он на обычной машине занимается скоростным маневрированием и ему это больше нравится, чем моё «веселое пинание». У него цель: соперничать не с людьми, а со временем – улучшать свой личный результат. Мы с ним спортоэкстраверт и спортоинтроверт.

- Как вас воспринимают в гонке: несерьёзно или как равного соперника?

- Пока я не показывала каких-то значимых результатов, поэтому как достойного соперника меня не воспринимают, но и легкомысленного отношения нет. Вначале многие подходили и пытались объяснить, что с моей машиной не так, как мне лучше ехать, как тренироваться. Теперь если поучают, то только по делу и делятся опытом на равных.

- Расскажите о лучшем совете, который вам когда-нибудь давали в жизни.

- Совет, после которого моя жизнь начала резко меняться – это основа спортивного и контраварийного вождения. Мне сказал его Сергей Олегович, руководитель Центра: «Нужно смотреть не на препятствие, а на дорогу к тому месту, в которое хочешь попасть». Если будешь смотреть только на препятствие, то не преодолеешь его и никуда не уедешь. Если будешь смотреть на дорогу, то будешь вести своё тело за взглядом. В жизни точно также: мы должны смотреть на цель, а не на препятствия. Куда смотришь, туда попадаешь: вождение идёт взглядом, голова ведёт тело.

- У каждого бывают моменты, когда опускаются руки, день не задаётся. Какой у вас способ избавления от грусти и скуки?

- Грусть бывает, а о скуке матери троих детей слышать не проходится. Состояние грусти, кстати, я очень люблю: можно спрятаться ото всех, посмотреть грустное кино и поплакать. Это очень конструктивно.

- За какими группами и новостями вы следите в социальных сетях?

- Я подписана на всех своих коллег, на автожурналистов, читаю все автомобильные новости. Постоянно смотрю заметки о ДТП, разбираюсь что, как и почему произошло. Использую их как примеры на занятиях.

- Как выглядит ваш идеальный вечер пятницы?

- Идеальный вечер пятницы – на работе. Я не трудоголик, просто обычно все учатся после работы и на выходных.

5 фактов о Марии

  • Есть 2 кота и собака.  Сама хотела собаку, но мужественно ждала, пока её захочет кто-то из детей: как же хорошая мать может отказать своим детям? Теперь в доме живёт маленький корги.
  • Любит не спеша ехать на машине, слушать музыку: если впереди будет двигаться трактор, то Мария будет просто тянутся за ним, слушать музыку и о чём-то думать.
  • Любит готовить необычные и праздничные блюда, когда готовка – это эксперимент.
  • В детстве училась в художественной школе. Будучи подростков, хотела её бросить, но родители настояли на том, чтобы она её закончила. С тех пор Мария не может прикасаться к кисточкам.
  • Со времен детства не терпит неаккуратные ногти: на других людях я отношусь к этому нормально, а на своих ненавижу. У меня маникюр – это пунктик, руки должны быть аккуратными.

Следите за нами в социальных сетях