R Group начинали с МАЗов: как сейчас собирают автомобили

10.04.2018


Транспортная сфера – это сочетание тяжелых моторов, свистящего ветра, запаха резины… Но главным героем бесспорно является автомобиль. Рынок автопрома разнообразен и способен удовлетворить любые пожелания транспортных компаний. Беларусь на этом рынке представляет Минский автомобильный завод, который производит пассажирскую, прицепную, специальную и грузовую технику. Первые километры в 1998 году компания R Group преодолевала вместе с МАЗами. Для нас это не просто автомобили, а история. На этих машинах начинали работать наши первые водители и открывались новые страны в географии перевозок R Group.

Сейчас парк R Group – это более 400 единиц техники различных автомобильных марок, но МАЗ – это часть истории и признанный сегодня белорусский бренд. Как сейчас собирают МАЗы?  Покажем и расскажем все, что происходит в закулисьях завода, в нашем фоторепортаже.

У входа встречает Илья Александрович Никитенок - главный технолог автосборочного завода, и мы оказываемся в цеху сборки автомобилей №4 у главного конвейера длиной 350 м. Он может двигаться со скоростью до 3-х метров в минуту. Сегодня здесь собирается 36 автомобилей в смену: один автомобиль проходит конвейер, в среднем, за 8 часов.  

Если поднять голову, увидим склад кабин и склад двигателей: они располагаются прямо над цехом, поэтому можно заметить, как туда и обратно ездят части автомобиля.

Недалеко – тоже над цехом – находится участок по сборке интерьера кабин. Но увидеть его, подняв голову, уже не получится: участок в отдельном помещении.

Конвейер разделён на 5 участков, на каждом выполняют только свои операции. Основных производственных рабочих около 150 человек в одну смену. Есть специальный паспорт, в котором расписано, кому будет продан автомобиль, особые требования потребителя, модель, комплектация и VIN-номер. В паспорте каждый исполнитель расписывается за свою работу, если всё сделано качественно и без накладок. Когда что-то не получилось – работник должен написать причину, например, нет каких-то болтов. Когда они появятся, исполнитель более высокой квалификации уже на другом участке установит их и распишется - так подтвердит устранение недостатка.

Почему лучше записать дефект? Если не указать проблему самостоятельно, то контролёр в конце участка обнаружит её сам и накажет работника за некачественно выполненную операцию. Журнал с подписями исполнителей на каждую машину хранится в архиве 3 года: если в течение этого времени приходит претензия, можно найти того, кто допустил ошибку.

На 1-ом участке сборки автомобиля на раму устанавливают оси и мосты, тормозные камеры, карданные передачи и необходимое вспомогательное оборудование. По технологии эта сборка рамы происходит «вверх ногами».

Оборудование, которое переворачивает автомобиль, сдвоенное – две пары механизмов переворота. Если одна пара или один механизм сломался, он отводится на ремонтную площадку и выводится другой рулевой механизм.  Так построено на конвейере всё грузоподъёмное оборудование. Техника чинится, конвейер идёт.

На втором участке пневмосистема автомобиля проверяется на отсутствие утечек, ставится рулевой механизм, силовой агрегат и прочее. Используют двигатели различных производителей: Ярославского моторного завода, Mercedes, Weichai Power, Cummins, МAN.  На участке подсборки двигателей они комплектуются электропроводкой, пневматикой, гидравликой, насосами для работы в составе автомобиля.

Сейчас на конвейере собирают автомобили стандарта от Евро-2 до Евро-5. Выпустили первых два автомобиля класса Евро-6.

Основные работы третьего участка: установка радиатора, подсоединение всех систем двигателя и рамы, установка аккумуляторных батарей и топливного бака. 

На четвёртом участке ставятся колёса и кабина, крупные узлы, седельное устройство, надрамник, фары, фонари, воздушный фильтр. Кабина, поступающая с цеха сварки и окраски, –  большой металлический каркас, который на участке подсборки наполняют обивками, сидениями, рычагом переключения передач, устанавливаются стёкла, электрооборудование и прочее. В таком виде кабина доставляется к месту установки на конвейер.

Пятый участок – машина заправляется рабочими жидкостями: топливом, охлаждающей жидкостью, маслами. Здесь происходит первый запуск двигателя автомобиля, включаются передачи, проверяется работоспособность трансмиссии, тормозов. После этого участка автомобиль готов двигаться своим ходом.

На конвейере машина постепенно обрастает новыми деталями. Одновременно на линии конвейера собираются машины разных моделей и модификаций. Налажено серийное производство автомобилей уровня Евро-5.

Но техника, уезжающая с конвейера, прошла только половину технологических операций. Остальная часть – в цехе испытаний и сдачи автомобилей. В 2006 году на Минском автомобильном заводе была введена в эксплуатацию обкаточная дорога, протяжённостью 18 км, для пробеговых испытаний автомобилей. Каждую машину берёт в работу водитель-испытатель, чтобы проверить все системы работоспособности. Автомобиль проезжает обкаточную дорогу и после этого отправляется в отдел сбыта потребителю. Путь пройден!

Автотехнику МАЗ экспортируют в более чем 40 стран ближнего и дальнего зарубежья: почти все страны СНГ, а также страны Европейского союза, Африки, Латинской Америки и другие. Сборочные предприятия МАЗа работают во Вьетнаме, Венесуэле, Азербайджане, Иране, Польше, Сербии, Казахстане, Египте. А в ОАЭ, Турции, Вьетнаме, Монголии, Египте, Гане, ЮАР и Туркменистане открыты представительства завода. 

На МАЗе воплощают новаторские конструкторские идеи и следят за высоким качеством техники. Кабины – это всегда комфорт, приятный интерьер и яркие цвета – зелёный, оранжевый, красный, белый – с современным дизайном. Реже, но встречаются кабины жёлтого, синего и цвета хаки. Машины блестят – готовы в дорогу! А мы продолжаем вспоминать и проживать 20-летнюю историю R Group!