Сергей Вязович: «Заводская команда позволяет выйти на более высокий уровень соревнований»

08.02.2018

Призёр «Дакара-2018», капитан команды«МАЗ-СПОРТавто»– Сергей Вязович, рассказал компании R Group про поваров на ралли-марафоне, возвращение на МАЗ и прохождение песчаного 11-го участка трассы.

КАК ИСПОЛНЯЛАСЬ МЕЧТА

Любовь к автомобилям появилась у Сергея с детства: «Папа катал меня на коленках, как на машине, учил, как управлять автомобилем». Позже Сергей профессионально занимался велосипедным спортом и шоссейно-кольцевыми гонками. В 16 лет появился мотоцикл, потом – Запорожец. Но водительские права удалось получить только после окончания училища. Карьера гонщика пока не началась – Сергею надо было работать и учиться. С 2003 по 2009 Вязович работал на МАЗе в Автотранспортном цеху. Потом решил заняться предпринимательской деятельностью, чтобы заработать деньги для участия в ралли. В конце 2010 года, когда Сергею было 30 лет, он купил настоящий спортивный автомобиль Subaru Impreza и поехал на первый ралли-марафон. И сразу же стал чемпионом страны.

Не обошлось без финансовой поддержки друзей –  автомобильный спорт дорогостоящий.

Проехать 1 этап на том автомобиле, на котором я еду сейчас, стоит 5000€. Участвовать только за собственные средства очень тяжело. Финансовая поддержка в спорте важна: это готовность автомобиля перед гонкой, техническое обслуживание в период гонки…  

                                 ВОЗВРАЩЕНИЕ НА МАЗ

В начале 2012 года Сергей увидел, что МАЗ выступает да «Дакаре» в Южной Америке.

  Уже в феврале я пошёл к руководству команды завода, чтобы меня приняли на должность пилота. Даже помню этот день – 5 июня 2012 года. Так я попал в команду «МАЗ-СПОРТавто».

У Сергея Вязовича, как и у любого другого водителя, есть свой стиль вождения.

Мне всегда нравилось атаковать, ехать максимально. Несколько лет команде понадобилось, чтобы перестроить автомобиль под мой стиль вождения и мои требования. Но этот процесс продолжается до сих пор.

САМАЯ СЛОЖНАЯ ТРАССА

Вязович рассказывает, что трассы сложнее, чем на последнем «Дакаре», он не видел. От старта до финиша не было простого спецучастка.

– Раньше мы приезжали в Аргентину и просто катались по гладкой дороге. Называли эту гонку «трамвайной» или гонкой круизов. Сейчас были спецучастки, где наша средняя скорость не превышала 60 км/ч. И это на автомобилях, которые являются вездеходами, «монстрами»! Невозможно было ехать быстро. И так было каждый день. Мы приезжали в Боливию, думали, что дорога будет «гладкой». Но не повезло с погодой – было грязно из-за дождя.

Если какой-то участок сегодня казался команде самым сложным, на завтра оказывалось, что новый ещё хуже. Даже последний участок, который многие рассчитывали проехать для галочки на 120 км/ч, подвёл.

– Нас завели в такую горную местность, что грузовик несколько раз давал задний ход, потому что не мог вписаться в поворот среди камней. В этот момент мы понимаем, что уже стоим одной ногой на подиуме, и напряжение возрастает. Дакар «держал» нас до последнего километра спецучастка. Такого не было никогда.

В прошлый раз длина трассы была примерно 2800 км, а в этот раз – 4000 км. Участники проехали почти в 2 раза больше.

ПРЕОДОЛЕТЬ 11 УЧАСТОК

На 11 участке, который Сергей Вязович назвал самым труднопроходимым, он ехал в первый раз. В 2016 году команда сошла с трассы до него. Поэтому, выезжая на старт, никто не представлял, что их ждёт. Хорошо, что удалось поговорить с «КАМАЗ-мастер». Они предупредили: дорог не будет вообще, только мягкий песок от старта до финиша.

– Первый же песчаный подъём – и я понял, что мы не пройдём. Начал разворачиваться. Но девятитонный грузовик упал с дюны на бок. Два нижних колеса соприкасались с дорогой, и манёвры помогли нам встать на колёса. Мы поехали! Иначе потеряли бы там не меньше 3-х часов. И тогда не было бы речи о подиуме – мы бы в пятёрку не попали. Когда узнали, что выиграли этот спецучасток, прибавились уверенность и ответственность. Было бы стыдно возвращаться домой без призового места. Мы поменяли тактику и пошли медленнее, работали на удержание. Переиграли соперников тактически, технически. Пусть были слабы по скорости, но ведь не всё решает скорость. Важна и стратегия.

Смотрите видео здесь.  

КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ МАЗ

На МАЗе Сергей чувствовал себя уверенно. Вязович как руководитель команды пользуется возможностью влиять на техническое развитие машины, устранение недостатков, которые могут причинять дискомфорт при определённом рельефе трассы.

– Автомобиль, на котором мы выступаем с Алексеем Вишневским, очень конкурентоспособный. Есть электронные ограничители скорости, лёгкое информативное рулевое управление, гидравлический привод в коробке передач, кондиционер, который позволил нам проехать весь Дакар с закрытыми окнами, – без пыли.

Пилот тратит меньше сил на управление и больше внимания уделяет своему состоянию.

–Рекорды по сбросу моего веса колебались от 8 до 14 кг, а сейчас – примерно 3-4 кг. Наше физическое состояние позволило на протяжении всей гонки держать одинаково высокий темп.

ЛИЧНЫЙ ПОВАР ИЛИ КОНСЕРВЫ?

Организаторы на бивуаке предлагают питание, но оно не всегда по душе всем членам команды. Каждая страна пытается удивить своей национальной кухней. Понятно, что кухня Беларуси и Южной Америки сильно отличается.

–  В Аргентине национальным блюдом является говядина, и местные её очень вкусно готовят. Это, наверное, единственное, что мне там нравится. Хотя в Минске я говядину не ем.

В партнёрах белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто» уже несколько лет компания, которая обеспечивает консервами, – кашами, паштетами, мясом.

– Сочетая консервы с крупами, мы готовили себе еду, по крайней мере, на завтраки. Сейчас мы уделили питанию особое внимание. Но всё равно команды, которые обладают большим бюджетом, везут с собой повара. Он готовит то, что едят все члены команды. Повара были у «КАМАЗ-мастера» (Российская Федерация), «Астаны» (Республика Казахстан), Peugeot (Французская Республика). Нужно иметь автомобиль, который будет заезжать закупаться между городами. А потом готовить. Это работа не одного человека. Ограниченное число людей на гонке не позволяет нам сейчас заменить, например, механика на повара.

РАЗОЧАРОВАНИЯ НА «ДАКАРЕ»

Чтобы победить, нужно много раз ошибиться. Нет ни одного спортсмена, который станет победителем без препятствий. Разочарования встречаются в каждом деле. А в спорте тем более.

– Много раз разочаровывался на Дакаре, когда мы теряли хорошие позиции из-за одного дня. В других видах спорта обычно каждый день разыгрывается какой-то комплект медалей. У спортсменов может быть много стартов в течение года: в одном победит, а в другом проиграет. Наша гонка идёт один раз в году, состоит из 14-ти этапов. Один провальный день – ты даже не в десятке. Год жизни у спортсмена ушёл. В этот момент приходит разочарование. Как спортсмен, ты не представляешь никакой угрозы для соперников в ралли-марафоне, если у тебя нет хорошей команды.

Фото: «МАЗ-СПОРТавто»

САМЫЙ БОЛЬШОЙ СТРАХ

– Эмоции на «Дакаре» ни с чем нельзя сравнить. Это образ жизни. Поэтому самый большой страх – «Дакар» без белорусской команды или без меня лично. Вообще у всех гонщиков есть так называемый «синдром Дакара»: кто хоть раз туда попал, не может его бросить.

Ралли-марафон – тяжелый, опасный вид спорта. Но для гонщика – это вершина всех автомобильных соревнований.

– Считаю, что серебро – исторический момент в белорусском автоспорте. Нам самим будет непросто его повторить.

Сергей Вязович поблагодарил сотрудников R Group за поддержку и пожелал так же уверенно управлять автомобилем и расширять географию перевозок.